На сайте |
Первобытный строй
Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту(примерно 800-140 тыс.лет назад),о чем свидетельствуют орудия труда шелль-ашельского времени (кремневые отщепы,рубящие орудия,рубила,нуклеусы),обнаруженные в раскопках, в урочищах Шабакты,Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап в северо-восточной части хребта Малый Каратау (Южный Казахстан). В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время, примерно 140-40 тыс.лет до н.э.) древним человеком на территории Казахстана было освоено большинство территорий от хр.Каратау на юге до верховьев реки Ишим на севере и от среднего течения р.Сарысу на западе до верховьев Иртышана на востоке. Появились новые формы каменных орудий-остроконечник и скребло.Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных,обработка дерева. В эпоху позднего палеолита (от 40 до 10 т.лет до нашей эры) появляется человек современного физического типа (homosapiens). Стоянки позднего палеолита открыты в центральном Казахстане. Все разнообразнее и совершеннее становились орудия труда: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы и др. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи. Начал формироваться род как первая форма общественной организации человеческого коллектива. В мезолите (12-10 тыс.- 5 тыс.лет до н.э.) и неолите (с 5 по 3 тыс. лет до н.э.) природная среда приняла современный облик. Первобытный человек населял уже многие районы Казахстана. Выявлено около 400 неолитических и энеолитических памятников. Неолитические стоянки подразделялись по месту расположения на родниковые, речные, озерные и пещерные. Стоянки найдены в Прикаратауском районе (пещера Кунгур), в Приаралье (стоянки в урочищах Жалпак, Космола), в центральном и западном Казахстане (стоянки в бассейне р. Каратургай, у с. Долинское, на берегу оз.Сары-Айдин),в Верхнем Прииртышье (стоянка у с. Усть-Нарым), на севере Казахстана в Павлодарском Прииртышье (стоянка у с. Пеньки, погребение в с.Железинка) и др. Произошли существенные сдвиги во многих областях производства и жизни человека. Изобретены лук и стрелы. Развивались микролитическая (наконечники стрел,лезвия вкладышевых орудий) и макролитическая культуры (каменные топоры, долота, мотыги, зернотерки, ступки, тесла, ножи, скребки). Совершенствовались способы обработки камня, появились шлифовка, пиление, сверление, изготавливались изделия из кости, рога, дерева. Возникли основы производящего хозяйства - примитивное земледелие и скотоводство. Появились зачатки горного дела и ткачества, была изобретена глиняная посуда. Господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда. Формировались племенные объединения. В бронзовом веке(нач. 2 тыс.-нач 1 тыс. до н.э.)возникает и развивается металлургия меди и бронзы.Архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием. В нач. 2-го тыс.до н. э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В сер. 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зыряновска (медь), в горах Алтасу, р. Калбы и Нарыма(олово),в Казанчункуре, Степняке и Акджале (золото).Обнаружено более 100 поселений эпохи бронзы, найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи,серпы,косы,топоры), оружия (кинжалы,наконечники копий и стрел), украшения (бляхи,браслеты,бусы); древние мастера хорошо владели техникой литья, чеканки,тиснения,шлифования и полировки. Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремня), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчин в обшестве, к смене материнского рода отцовским. Складывался патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравества, обособление отдельных патриархальных семей, вело к разложению первобытнообщинного строя. В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические культы. Железный век(нач. с7 в.до н. э.)Еще в нач.1-го тыс.до н.э. в степях, полупустынных и горных районах Казахстана кочевое и полукочевое скотоводство становится основной формой хозяйства. Труд человека стал более продуктивным, использование обширных пастбищных угодий давало возможность производить прибавочный продукт, накапливать его излишки и присваивать их. Сложилось три основных вида скотоводчества: кочевое, полукочевое и оседлое. Наряду с медью, оловом, свинцом, золотом стало добываться железо. Из него изготовлялось снаряжение для коня (стремена,удила), новые виды вооружения, предметы быта. Кочевой быт создал новый тип жилища-юрту, использовались повозка и колесница. Род уступил место общине, родовые институты, сохраняя свою форму приспосабливались к раннеклассовым отношениям. Все более частыми становились военные столкновения между общинами в целях присвоения пастбищ, угона скота, захвата пленных. Сложились племенные союзы: племена южных, восточных и центральных районов Казахстана входили в сакский племенной союз, племена западной и части северных районов - в савроматскую конфедерацию племен. О раннем возникновении элементов государственной организации, главным образом на юге и юго-востоке Казахстана говорит содержимое сакских курганов (Бесташир, Иссык). В религиозных представлениях ранних кочевников получил широкое распространение культ огня и солнца, поклонение покровительнице домашнего очага и плодородия; сохранялись тотетизм и магия. В прикладном искусстве был распространен скифо-сибирский звериный стиль. В 7-1 вв.до н.э. Центральный Казахстан населяли скотоводческие племена тасмолинской культуры (по письменным источникам-это исседоны, входившие в конфедерацию массагетских племен или саков-тиграхауда); западный и северный Казахстан протоаланы (савроматы в 7-5 вв.до н.э. и сарматы - в 4-2 вв. до н.э.)-племена савроматовской культуры; восточный Казахстан населяли аримапасы; Семиречье и южный Казахстан населяли саки-тиграхауда, Приаралье - саки-массагеты. В 3 веке до н.э. на территории Казахстана существовали относительно крупные объединения с зачатками государственной власти: в Семиречье это усуни, в южном Казахстане - кангюи. Кангюи распростронили свое влияние на племена аланов в северном Приаралье. Произошла миграция хуннов - кочевых племен с востока - на территорию Казахстана. Полукочевое скотоводство усуней сочеталось с орошаемым и богарным земледелием и оседлым скотоводством. Шел процесс формирования зачатков рабовладельческого и феодального укладов. Утвердилась частная собственность на скот, вводились ограничение на владение землей в пользу богатой знати. Росло социальное неравенство, возник институт рабства, хотя и в патриархальной форме. Усуни занимали территорию Семиречья от рек Чу и Таласа до озер Балхаш и Иссык-Куль. Курганы усуньского времени разделяются на большие,средние и мелкие. В больших курганах (курган Тенлик, Талгарский могильник, Каракольские и Буранинские курганы) захоронены богатые и знатные люди, вожди племен, "цари". На местах захоронений знатных людей и вождей племен встречаются богатые золотые украшения, признаки власти - булава, печать. В средних курганах (могильник Каратума на реке Чарын) захоронены (рядовые общинники, воины) встречаются глиняные и деревянные чаши, мелкие бронзовые, иногда золотые украшения, железные мечи и кинжалы. В мелких курганах - бедный инвентарь, 1-2 сосуда, бронзовые украшения, нет оружия, захоронены бедняки и рабы. Кангюи в южном Казахстане занимали долину Сырдарьи от Таласа до Арала и район хребта Каратау. Кангюйская культура подразделялась на 3 условных варианта: отрарско-каратауский, каупчинский, джетыасарский. Их объединяли общие строительные приемы, типы керамики, железных орудий труда, ювелирных изделий. "Усуни" и "кангюи" сохранились в названиях более поздних родоплеменных групп, учавствовавших в формировании Казахской народности. |